Какие существуют способы приватизации

Способы приватизации земель

Какие существуют способы приватизации

Приватизация – это процедура оформления земли из государственной/муниципальной в частную собственность (физических лиц, юрлиц и НКО).

Это один из способов закрепления прав собственности наряду с получением участка через договор купли-продажи, по дарственной или на основании наследования.

Отличия от рядового получения собственности на участок состоят в том, что при приватизации одной из сторон обязательно будет выступать государство или муниципальные власти.

Приватизировать землю граждане могут:

  • из государственного фонда, участки которого находятся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ;
  • из земель, принадлежащих муниципальному образованию: находящихся в собственности городских или сельских поселений.

Узнать, в чьей собственности сейчас находится ЗУ, можно с использованием публичной кадастровой карты от Росреестра. Для этого нужно знать адрес участка или его кадастровый номер.

Наиболее часто в рамках приватизации граждане оформляют права собственности на землю, переданную в их пользование еще в советское время, когда еще не существовала частная собственность и все участки принадлежали государству. Т.е.

фактически они владеют и эксплуатируют участки уже достаточно давно. Многие уже успели построить там жилые дома или хозяйственные постройки, но юридически они не закрепили свои права собственности в установленном порядке.

Такая обязанность появилась у граждан после введения в действие Земельного кодекса.

Инициация процедуры приватизации может исходить от:

  • граждан, владеющих домами на данном участке;
  • юридических лиц, представляющих различные организации (в частности, религиозные);
  • граждан, которые относятся к категории льготников (многодетные, участники боевых действий и пр.).

Исключительным правом на приватизацию наделены граждане, которым принадлежит постройка или дом на этой земле. Но такое право не обозначает, что участок будет передан лицу бесплатно. При этом закон допускает, что участок под домом находился не в собственности его владельца, а в аренде.

Помимо индивидуальной различают коллективную приватизацию, которая предполагает подачу совместного заявления на приватизацию от членов садоводческого или дачного кооператива или иного объединения граждан.

Приватизация может производиться на платной и безвозмездной основе.

Право на бесплатную приватизацию у граждан есть лишь единожды. Для этого они должны владеть участком на основании пожизненного наследуемого, бессрочного пользования или на основе безвозмездной аренды. В последующем они могут приватизировать землю на платной основе.

В настоящее время в России реализуется ряд программ, которые позволяют бесплатно приватизировать землю. В частности, по освоению Дальнего Востока, выделению земель для улучшения жилищных условий работникам приоритетных профессий, многодетным гражданам при условии строительства на ней частного дома.

Какие участки необходимо приватизировать

Процедуру приватизации необходимо пройти для закрепления собственности в отношении участков для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, участков под ИЖС и пр.

Купленный у администрации муниципального образования земельный участок также нужно приватизировать. Хотя «приватизация купленного участка» юридически не корректное понятие, но права собственности на него нужно оформить должным образом.

Для этого покупатель должен подать заявление о вступлении в права собственника в Росреестре, а продавец – об отчуждении прав собственности.

В качестве правоустанавливающего документа будет выступать договор купли-продажи и протокол участия в торгах или выделения участка без торгов.

При этом законодательно закреплен перечень земель, которые не подлежат приватизации. Это участки, изъятые или ограниченные в обороте:

  • земли из природоохранной зоны, земли заповедников;
  • земли, входящие в водный и лесной фонд;
  • земли из территории особо охраняемых государством объектов;
  • общественные земли, на которых расположены площади, дороги, пляжи, улицы;
  • земли, расположенные на расстоянии ближе 100 м к береговой линии;
  • участки земли, изъятые для решения важных государственных задач и не подлежащие переходу из госсобственности (например, поддержания обороноспособности, для нужд космической и ядерной промышленности и пр.).

Законодательное регулирование приватизации

Приватизация регулируется одновременно несколькими нормативно-правовыми актами:

  • Земельным кодексом;
  • Законом о приватизации №178-ФЗ;
  • Законом о госрегистрации №122-ФЗ;
  • Законом о дачной амнистии №171-ФЗ.

До 2016 года основные положения, относительно стоимости приватизации регламентировали ст. 28 и 36 ЗК. Ныне они утратили юридическую силу, так как с марта 2016 года приватизация производится исключительно безвозмездно.

Статьи 39.1 и 39.5 Земельного кодекса содержит перечень случаев, при которых физическое или юрлицо вправе получить участок во владение бесплатно:

  1. Если гражданину предоставлен участок для занятия ЛПХ или фермерством на срок в пределах 6 лет – по прошествии 5 лет.
  2. Если участок был предоставлен под ИЖС или ЛПХ на срок в пределах 6 лет – по прошествии 5 лет.
  3. Гражданам с тремя и более детьми.
  4. Иным категориям граждан, имеющих право на получение участков (ветеранам, Героям СССР, малоимущим и пр.).

Если земельные участки входят в кооперативы и товарищества садоводов, дачников и огородников, то процедура приватизации попадает по дачную амнистию. Она предполагает упрощенный порядок получения земли. Недавно действие дачной амнистии продлили до конца 2020 года, но срок приватизации недвижимости, расположенной на таких участках продлен только до марта 2018 года.

Как оформить арендованный земельный участок в собственность?

Порядок действий при оформлении в собственность земельного участка, арендованного у государства. Законодательное регулирование.

Что необходимо сделать для приватизации земельного участка?

Описание процесса подготовки к приватизации земли: получение сведений об участке, сбор документов и оформление доверенности.

Каковы необходимые условия для приватизации земельного участка?

Описание преимуществ и базовых условий приватизации земельных участков. Законодательное регулирование.

Как правильно приватизировать земельный участок?

Описание процедуры приватизации земельных участков гражданами. Получение разрешения от властей и регистрация права собственности.

Стоимость приватизации земли

Чтобы получить земельный участок в собственность необходимо его купить или приватизировать. Приватизация потребует от потенциального собственника определенных трат.

Как приватизировать участок земли бесплатно?

Инструкция по приватизации земельных участков по упрощенной процедуре. Законодательное регулирование прав граждан на приватизацию.

Составляем заявление на приватизацию земельного участка

Заявление на приватизацию земельного участка непременно сопровождает процедуру перевода земли в частную собственность.

Документы для приватизации земельного участка

Для приватизации земельного участка потенциальный собственник должен собрать и предоставить определенный комплект документов, который подтвердит законность его притязаний.

Источник: http://74la.ru/sposoby-privatizatsii-zemel/

Иные способы приватизации

Какие существуют способы приватизации

Российский законодатель предусматривает различные способы приватизации недвижимого имущества, каждый из которых на практике имеет свои нюансы и затруднения при сборе требуемых бумаг.

В результате передачи недвижимости индивидам, как правило, отчуждаются дома или квартиры (либо комнаты в них), а также земельные участки. Передача объектов жилого фонда преимущественно осуществляется безвозмездно. Земельные же наделы, нежилые помещения, отчуждаются за определенную плату, однако из этого правила нередко бывают исключения.

Имеют место ситуации, в которых объекты жилого фонда выкупаются физическими лицами у государства. При этом стоит понимать, что, с юридической точки зрения, подобные механизмы не должны трактоваться как одна из разновидностей приватизации жилья.

Имеют место ситуации, в которых объекты жилого фонда выкупаются физическими лицами у государства. При этом стоит понимать, что, с юридической точки зрения, подобные механизмы не должны трактоваться как одна из разновидностей приватизации жилья.

Одним из наиболее популярных способов передачи жилплощади в частное владение, безусловно, является приватизация на безвозмездной основе. Собственниками имущества при этом выступают как государственные, так и муниципальные органы власти. Осуществить приватизацию на таких условиях можно только один раз на имя одного конкретного физического лица.

У данной процедуры есть ряд нюансов. Так, перед подобным мероприятием небесполезным может стать изучение специфики необходимого перечня документов, т.к.

это поможет наиболее продуктивно задействовать все механизмы процесса приватизации.

Кроме того, следует обратиться к рекомендациям юристов по этому поводу, а также подробно рассмотреть все способы этой процедуры.

Основные понятия правового поля приватизации

Субъектами передачи государственной собственности могут быть как частные лица, так и целые организации (при условии, что их уставной капитал в большей своей части принадлежит частным лицам). Объектом этого процесса законодатель называет производственные и иные предприятия, жилища, земельные участки, а также и нежилые помещения.

В целом, в российском правовом поле устоялось два основных направления, по которым возможна передача государственной собственности.

  1. Первое: приватизация муниципального имущества в собственность частных лиц, где объект, как правило, входит в фонд отстроенного государством жилья. Субъектами такого процесса обыкновенно выступают российские граждане, осуществляющие свое право на проживание в муниципальных квартирах, предоставленных им для этой цели государством.
  2. Второе: Приватизируемый объект являет собой частное предприятие. Субъектами такого механизма передачи имущества в основной своей части являются юридические лица.

Под термином «способы проведения приватизации» понимаются различные вариации осуществления процессов, результатом которых становится передача в собственность частных или юридических лиц тех или иных активов, а также присущие им характерные особенности и правовые основания. В ряде большинства случаев этот термин может являться определителем характерных черт для конкретного типа недвижимости.

Российский законодатель выделяет следующие основные способы приватизации государственного и муниципального имущества:

  • завершение деятельности предприятия с передачей его прав и обязанностей новому акционерному обществу;
  • передача за определенную плату государственной недвижимости, осуществленная посредством проведенного аукциона или конкурса;
  • покупка ценных бумаг предприятия, выставленных на торги в рамках специальной специфической процедуры;
  • продажа имущества, являющаяся результатом открытого предложения;
  • передача акций акционерного общества по завершении доверительного управления за вознаграждение.

Кроме того, в российском правовом поле имеет место специальная процедура, в ходе которой происходит преобразование активов унитарных предприятий, находящихся как в обороте, так и вне его.

Возможность осуществления таких механизмов ограничивается размерами уставного капитала каждого отдельно взятого хозяйственного общества.

Величина его регламентирована российским законодательством и должна превышать минимальные показатели.

В ряд основных способов приватизации, которые предусматриваются в российском правовом поле, входит передача субъектов экономики обществам с ограниченной ответственностью.

Такие механизмы работают в тех случаях, когда количество сотрудников конкретного предприятия, а также его доходы за трехлетний период (непосредственно перед приватизацией) оказываются не выше предельной величины, размеры которой установлены соответствующим федеральным законом.

Правила и нюансы приватизации

Каждый из упомянутых способов передачи в своей реализации содержит значительное количество особенностей в области их правоприменительной практики. Первое, что отмечается, с этой точки зрения, практикующими юристами – этапы приватизации. Так, можно выделить:

  • планирование;
  • оценка пакета необходимых документов;
  • собственно, процедура приватизации.

Каждый из пунктов этого списка может быть расширен отдельным перечнем иных (побочных) процедур, однако по большей части порядок приватизации государственного и муниципального имущества является именно таковым.

Самым ответственным и длительным этапом в процессе передачи государственных активов частному лицу является принятие решения об одобрении этой процедуры. В этой связи муниципальный орган производит точную оценку объектов, на которые подано заявление о приватизации.

Каков будет порядок и способы приватизации зависит от того, к какой именно категории относится передаваемое имущество.

Так, процесс отчуждения предприятий предусматривается российским законодателем, а потому его осуществление не предполагает особых заминок или категорического отказа в одобрении. Тогда как объект, являющий собой культурную ценность или памятник истории, как правило, не может стать собственностью отдельно взятого гражданина.

Вопрос о передаче гражданину какой-либо государственной недвижимости принимается на довольно высоком уровне, что предполагает весьма долгий процесс.

Потому частному лицу, желающему осуществить приватизацию, может понадобиться значительное количество времени и усилий на реализацию своих планов.

Источник: https://advokat144.com/inye-sposoby-privatizatsii/

Как проходит приватизация госпредприятий

Какие существуют способы приватизации

Если кто-то считает, что приватизация в прошлом, то это не так. В стране все еще идет процесс разгосударствления. Имущество ГУПов и МУПов распродается на аукционах и конкурсах. ГУПы преобразовываются в акционерные общества, а теперь могут  стать и ООО. Рассмотрим подробней, какой может быть приватизация в наши дни, какие способы вам подойдут, а какие являются единственно возможными.

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»» (далее Закон о приватизации) введен новый способ приватизации — преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью (ООО). Поправки, внесенные Законом № 201 ФЗ, вступают в действие с 26 июля 2011 года.

Какие же способы приватизации существуют в настоящее время? Перечень действующих способов приватизации государственного и муниципального имущества установлен в статье 13 Закона о приватизации:

  • преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  • преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
  • продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  • продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  • продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  • продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  • продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  • продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  • продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  • внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  • продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Приватизация государственного и муниципального имущества — возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Как видим, перечень способов приватизации довольно многочислен, но можно выделить основные группы способов. Это:

  • преобразование в ОАО или в ООО,
  • продажа имущества на аукционе или конкурсе,
  • продажа акций на аукционе либо на рынке ценных бумаг,
  • внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Порядок и условия проведения различных способов приватизации приведены в главе IV Закона о приватизации.

Конкурс

Государственное или муниципальное имущество может быть приватизировано путем продажи на конкурсе, если в отношении указанного имущества покупателю необходимо выполнить определенные условия.

Такими условиями могут быть: сохранение числа рабочих мест; сохранение основного назначения приватизируемого объекта, исторического облика зданий, профиля предприятия; содержание и финансирование объектов социальной сферы; установленные размеры инвестиции. Конкурс является открытым по составу участников.

Предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками конкурса в запечатанных конвертах. Конкурс, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса.

Аукцион

Если приватизацией государственного или муниципального имущества не установлено выполнение покупателем каких-либо условий в отношении приватизируемого имущества, то оно может быть продано на аукционе. Аукцион является открытым по составу участников.

Подача предложений о цене государственного или муниципального имущества может осуществляться в открытой либо закрытой форме. При закрытой форме предложения о цене подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах. При открытой форме предложения о цене приватизируемого имущества заявляются покупателями открыто в ходе проведения торгов.

Если используется открытая форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества, то в информационном сообщении помимо сведений, указанных в статье 15 Закона о приватизации, указывается величина повышения начальной цены («шаг аукциона»). Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

Заявки на участие в аукционе должны приниматься в течение не менее чем 25 дней.

Участие в аукционе предусматривает внесение претендентом задатка в размере 10 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества. Суммы задатков возвращаются участникам аукциона в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона. Победителю аукциона задаток не возвращается.

Право приобретения приватизируемого имущества принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за данное имущество. Договор купли-продажи заключается с победителем аукциона в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.

Специализированный аукцион

Специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию. Специализированный аукцион является открытым по составу участников. Специализированный аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

Единая цена продажи определяется по следующим правилам: а) при расчете единой цены продажи учитываются только денежные средства претендентов, допущенных к участию в специализированном аукционе; б) единая цена продажи рассчитывается таким образом, чтобы она обеспечивала реализацию всех акций, выставленных на специализированный аукцион.

Единая цена продажи не может быть ниже начальной цены продажи.

Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными Законом о приватизации (п. 5 ст. 13).

Способ приватизации должен быть указан в решении об условиях приватизации федерального имущества. Способ приватизации следует отразить в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества, которое подлежит опубликованию в официальном печатном издании (п. 2 ст. 14, п. 3 ст. 15 Закона о приватизации).

Специализированный аукцион является межрегиональным в случае, если прием заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем 15 субъектов Российской Федерации. Специализированный аукцион является всероссийским в случае, если прием заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем 25 субъектов Российской Федерации.

Межрегиональный специализированный аукцион может проводиться в случае продажи акций открытого акционерного общества, чистые активы которого по данным балансового отчета за финансовый год, предшествующий году, в котором принято решение об условиях приватизации акций открытого акционерного общества, составляют от 500 000 до 3 000 000 установленных федеральным законом МРОТ на момент принятия указанного решения.

Всероссийский специализированный аукцион может проводиться в случае продажи акций открытого акционерного общества, чистые активы которого по данным балансового отчета за финансовый год, предшествующий году, в котором принято решение об условиях приватизации акций открытого акционерного общества, составляют более чем 3 миллиона установленных федеральным законом МРОТ на момент принятия указанного решения.

При проведении всероссийских и межрегиональных специализированных аукционов прием заявок обязательно осуществляется в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также в субъектах Российской Федерации, на территориях которых расположен эмитент выставляемых на специализированный аукцион акций, и его структурные подразделения и дочерние общества, численность работников которых составляет не менее 1 000 человек.

Продажа посредством публичного предложения

Если аукцион по продаже государственного или муниципального признан несостоявшимся, то продажа такого имущества осуществляется посредством публичного предложения.

Продажа посредством публичного предложения осуществляется с использованием открытой формы подачи предложений о приобретении государственного или муниципального имущества в течение одной процедуры проведения такой продажи.

При этом цена первоначального предложения устанавливается в размере не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся.

Цена отсечения составляет 50 процентов начальной цены, установленной для аукциона, который был признан несостоявшимся. При продаже посредством публичного предложения осуществляется последовательное снижение цены первоначального предложения на «шаг понижения» до цены отсечения.

Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит участнику продажи посредством публичного предложения, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на соответствующем «шаге понижения», при отсутствии предложений других участников продажи посредством публичного предложения.

Если несколько участников продажи посредством публичного предложения подтверждают цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на одном из «шагов понижения», со всеми участниками продажи посредством публичного предложения проводится аукцион по установленным правилам проведения аукциона, предусматривающим открытую форму подачи предложений о цене имущества. Начальной ценой государственного или муниципального имущества на таком аукционе является цена первоначального предложения или цена предложения, сложившаяся на данном «шаге понижения». В случае, если участники такого аукциона не заявляют предложения о цене, превышающей начальную цену государственного или муниципального имущества, право его приобретения принадлежит участнику аукциона, который первым подтвердил начальную цену государственного или муниципального имущества.

Продажа посредством публичного предложения, в которой принял участие только один участник, признается несостоявшейся. При уклонении или отказе победителя продажи посредством публичного предложения от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества он утрачивает право на заключение указанного договора и задаток ему не возвращается.

Продажа без объявления цены

Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.

В таком случае начальная цена продажи не определяется и в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества не указывается.

Претенденты направляют свои предложения о цене государственного или муниципального имущества в запечатанном конверте по адресу, указанному в информационном сообщении.

В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену. В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене государственного или муниципального имущества покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц.

Материалы по теме:

Ограничения приватизации: ОАО или ООО?

НДС при приватизации

Практическая энциклопедия бухгалтераВсе изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.Узнать подробнее

Источник: http://www.buhgalteria.ru/article/n50406

Какие существуют способы приватизации

Какие существуют способы приватизации

Приватизация – урегулированный правовыми нормами процесс передачи прав на объекты недвижимости от государственных или муниципальных органов в пользу граждан или хозяйствующих субъектах.

Основным нормативным актом, регулирующим вопросы приватизации, является Закон № 178 «О приватизации государственного и муниципального жилья», принятый  21.12.01. Именно этим законом закреплены начала, формы и методы приватизации, а также способы приватизации.

Закон № 178 «О приватизации государственного и муниципального жилья»

По закону приватизация предполагает отчуждение имущества муниципалитета или государства на безвозмездной основе и гражданам, и предприятиям.

Виды приватизируемого имущества накладывают отпечаток на перечень предоставляемых документов.

Приватизируя квартиру, предоставляются:

  • удостоверяющие документы на личностей официально зарегистрированных, даже на детей до 18-ти лет;
  • договор найма жилья соц. назначения;
  • ордер, выданный в органе муниципалитета, которым предоставлено право вселения в жилье;
  • выписка ЖЭУ о наличии или отсутствии на лицевом счету задолженности по услугам ЖКХ;
  • справка, которая свидетельствует, что лицо не участвовала до настоящего времени в приватизации жилого объекта на безвозмездной основе (обязательность предоставления такой справки обусловлена тем, что гражданам единожды предоставляется право приватизации жилья, повторный приватизационный процесс бесплатно запрещен);
  • справка, в которой отражены сведения об отсутствии у участников процесса приватизации в собственности иного жилья либо отсутствуют права на получение такового;
  • выписка из ЕГРП;
  • заявление, поданное каждым зарегистрированным гражданином в приватизируемом жилом объекте о том, что последний выражает свое согласие на участие в приватизации либо, наоборот, об отказе участвовать в приватизационном процессе.

Важно! У граждан имеется возможность приватизировать жилье безвозмездно единожды за жизнь.

Однако для несовершеннолетних участников приватизации, получивших свою долю, дано право повторно выступать участником приватизации при становлении уже совершеннолетним.

Ранее отказавшиеся от прав собственности при приватизации, своего права на участие в последующем в приватизационном процессе не утрачивают

Приватизация квартиры через суд — распространенная практика в случае спорных моментов или несогласия прописанных жильцов на приватизацию.

Детально об условиях приватизации квартиры можно прочитать в этой статье.

Оформляя в порядке приватизации права на помещения, не относящиеся к категории жилых, лицом, приобретающим права на объект, собираются и предоставляются:

  • заявление;
  • личность удостоверяющий документ с его копией;
  • постановление на приватизацию;
  • платежный документ, подтверждающий уплату пошлины, установленной государством;
  • выписка из кадастровых документов;
  • арендный договор;
  • заявление, которым просится зарегистрировать права собственности.

Важно! Нежилые недвижимые объекты приватизируются платно как субъектами хозяйствования, так и физ.лицами.

Скачать образец заявления о приватизации

Регистрация участка земли в порядке приватизации, предполагает предоставление:

  • заявления на проведение приватизации, которое содержит сведения о размерах приватизируемого объекта и цели, с которой она проводится;
  • личность удостоверяющий документ с его копией;
  • выписка и ЕГРП со сведениями о наличии у заявителя права владения объектом приватизации;
  • кадастровый паспорт;
  • документы с копиями, которыми узаконена передача во владения участка;
  • выписка из ЕГРП о наличии имущества.

Скачать образец заявления на приватизацию земельного участка

Объекты и субъекты

Объекты приватизации классифицируются как жилые и нежилые. Жилые, в свою очередь, подразделяются на государственные и муниципальные. Субъектами приватизации могут выступать как физ. лица, так и хоз. субъекты.

Россияне в подавляющем большинстве осуществляют приватизацию жилых объектов, что обуславливает значительную долю в общей массе приватизированных объектов, объектов, которые отнесенных к разряду жилых.

Любой объект до приватизации принадлежит либо органам государства или муниципалитета.

Жилые объекты, чаще всего квартиры, после приватизации становятся собственностью гражданина или нескольких граждан (членов одной семьи), которые принимали участие в приватизационном процессе. Приватизация осуществляется для физ. лиц бесплатно, что закреплено на законодательном уровне.

Платная альтернатива приобретения прав собственности на жилой объект расценивается законом как выкуп жилого объекта у государства, что не тождественно приватизации. Приобрести статус собственника жилья в порядке приватизации могут только те граждане, которые зарегистрированы в нем. В ходе приватизации требуется осуществить выделение доли каждого ее участника.

Участки земли могут приватизироваться как на платной, так и бесплатной основе. Бесплатный вариант доступен лишь тем гражданам, которые осуществляли владение приватизируемым участком на праве пожизненного наследуемого имущества либо бессрочного владения.

Приватизировать предприятие или иной объект, не являющийся жилым, можно и юридическим, и физическим лицам и только платно, хотя в отношении отдельных объектов  размер платы настолько мал, что носит формальный характер.

Любая приватизация предполагает уплату государственной пошлины, величины которой предусмотрены Налоговым кодексом и его п. 22 ч.1 ст. 333.33

Существуют разные способы приватизации и применение того или иного способа зависит от того, кто первично выступает собственником объекта: государство или муниципалитет, а также входит ли этот недвижимый объект в состав предприятия.

Государственного и муниципального имущества

Гос. имущество приватизируется посредством:

  • планирования приватизационных действий;
  • рассмотрение пакета бумаг, в ходе которого оговариваются условия передачи объекта в собственность физ. лицу;
  • оформление приватизации и, соответственно, переход прав в пользу лица.

Наиболее значимым является первый этап, в ходе которого должностные лица гос.органа оценивают значимость недвижимости, выступающей объектом приватизации и принимают решение о разрешении приватизационного процесса либо от отказе в таковом.

Отдельно стоит рассматривать как объект приватизации недвижимость со статусом «историческая» или «архитектурная ценность». Являясь достопримечательностью, такие объекты в большинстве своем не передаются в порядке приватизации физ.лицам, а если и выдаются, то процедура более трудоемка и длительна.

Это обусловлено тем, что одобрение решения о передачи соответствующего объекта посредством приватизации выдается Правительством РФ. Получение такого согласия требует значительного времени, поскольку ему предшествует проведение проверок и тщательное изучение документов.

Муниципальное имущество приватизируется фактически таким же образом, что и государственное, однако имеются нюансы. В первую очередь, это касается органа, принимающего решение, которым при такой приватизации выступает региональный орган. Принятие решения на месте в значительной  степени упрощает процедуру и сокращает время.

Иными особенностями приватизации муниципального имущества являются:

  • Участок с землей на территории муниципалитета приватизируют на условиях, которые приняты властями муниципалитета.
  • Стоимость передаваемого муниципалитетного имущества меньше чем государственного.
  • Основным объектом приватизации выступают жилье. На уровне государственной приватизации жилье в единичных случаях выступает объектом приватизации, поскольку основная масса гос. жилья не подлежит приватизации (к таковому относятся жилье в городках, предоставляемое в пользование военнослужащему, родственники которого вправе пользоваться этим жильем и после его смерти, однако стать собственником такого жилья невозможно в силу закона).

Имущественных комплексов унитарных предприятий

Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется возмездно.

Весь процесс такой приватизации можно разделить на ряд стадий:

  1. Обращение в городскую администрацию посредством подачи заявления на осуществление приватизационных действий с одновременным предоставлением пакета соответствующих документов.
  2. Рассмотрение предоставленных документов в администрации. Срок осуществления этой стадии ориентировочно 30 дней. Результат рассмотрения – соответствующее административное решение.
  3. Положительное решение по заявлению обязывает заявителя внести плату за имущество, выступающее объектом приватизации, в оговоренные сроки.
  4. Квитанция об оплате предоставляется органу, одобрившему проведение приватизации.
  5. Получение свидетельства о праве собственности на недвижимый объект и переоформление в двухмесячный срок имущества.

Отдельные регионы могут устанавливать иные особенности приватизации данных объектов, но они не должны противоречить федеральному законодательству.

Приватизируя комплексы имущества унитарных предприятий, одновременно узакониваются права на участки земли:

  • которые в аренде или в постоянном (бессрочном) пользовании у предприятия;
  • находящиеся под недвижимыми объектами, которые приватизируются и необходимые для их использования и обслуживания.

Через суд

Частные случаи предполагают приватизацию в судебном порядке. Как правило, это касается соц. жилья.

Неизбежно судебное урегулирование приватизационного процесса жилых объектов при:

  • отказе от участия в приватизации жилья, зарегистрированных в нем членов семьи, в устном порядке;
  • отсутствии в ЕГРП сведений о жилом объекте (частном доме);
  • оспаривании правового статуса жилого объекта, в процессе которого доказывается, что жилье по российскому законодательству может быть объектом приватизации.

Если объектом выступает нежилая недвижимость, то в суде чаще всего доказывается преимущественное право выкупа соответствующего объекта без осуществления процедуры торгов по кадастровой стоимости.

Процедура судебного урегулирования вопросов, сопряженных с приватизацией, осуществляется в порядке искового судопроизводства, что подразумевает направление в суд иска, в котором указывается:

  • Наименование суда, сведения об истце (Ф.И.О., адрес места жительства).
  • Излагаются обстоятельства, послужившие причиной обращения. В частности, указывается решение, с которым истец не согласен. Это может быть как решение органа власти либо члена семьи, устно отказавшегося приватизировать жилье.
  • Приводятся доказательства обоснованности обращения (чем нарушены права истца).
  • Формулируются требования.
  • Перечисляются документы, прилагаемые к заявлению.

Ко всему перечисленному требуется уплатить госпошлину, о чем предоставить одновременно с иском квитанцию. Размер пошлины составляет 300 рублей для граждан, 6000 рублей для хоз.субъектов.

Судебное рассмотрение, как правило, занимает несколько недель.

Образец заявления на приватизацию необходим для правильного оформления документов во избежание отказа со стороны уполномоченных органов.

С образцом отказа от участия в приватизации квартиры можно ознакомиться по ссылке.

Сколько стоит приватизация земли в частном доме, можно узнать отсюда.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://calculator-ipoteki.ru/sposoby-privatizacii/

Информационное обеспечение процедуры

Одним из самых значительных аспектов в процессе приватизации является создание информационных условий для его должного функционирования.

Обнародование подробностей процедуры передачи государственного, а также муниципального имущества представляет собой механизм, осуществляемый теми или иными государственными структурами с целью обеспечения свободного доступа к перечню необходимых сведений. Т.о. всякое лицо (как физическое, так и юридическое) имеет возможность осведомиться о путях и способах передачи муниципального или государственного имущества, а также (при необходимости) – участвовать в данной процедуре.

Главным инструментом такого обеспечения является обнародование всех сведений в сети Интернет в формате профессиональных прогнозов или программ по приватизации.

В результате на серверах разного рода ведомств, в компетенции которых находятся подобные вопросы, отражаются данные об имуществе федеральных, региональных или муниципальных структур.

Более того, в обязанности любого учреждения, ответственного за освещение подобной информации, вменяется публикация сведений о передаче тех или иных видов активов, а также подробных структурных отчетов об итогах приватизации разного рода имущества.

Основные документы и рекомендации юристов

Для передачи квартиры либо дома во владение физического лица необходимо предоставить:

  • удостоверение личности от каждого из лиц, в долевую собственность которых переходит имущество;
  • договор и ордер, который дает правовое основание для пользования квартирой;
  • справку из ЖКХ или от управляющей компании, свидетельствующую об отсутствии долгов у заявителя по платежам за коммунальные услуги;
  • документ, подтверждающий, что субъект ранее не реализовывал право на бесплатную передачу муниципального жилища в его собственность;
  • отказные заявления от прочих лиц, проживающих в приватизируемой квартире (если таковые имеются).

Несмотря на то что представленный перечень является исчерпывающим, большинством практикующих в этой области права юристов при этом рекомендуется осведомляться в соответствующих органах о необходимости предоставления дополнительных документов.

Кроме всего прочего, следует обращать внимание на сроки действия предоставляемых официальных бумаг, поскольку практически каждая из них довольно быстро устаревает.

Реализуя право на приватизацию нежилых помещений, находящихся в государственной собственности, необходимо подготовить более полный комплект документов. К таковым относятся:

  • постановление, исходя из которого можно судить о правомерности передачи имущества в собственность частного лица;
  • квитанцию, свидетельствующую о внесении государственной пошлины;
  • копию сведений кадастра;
  • заявление о необходимости осуществления процедур по регистрации права собственности;
  • договор об аренде (в том случае, если данный документ является основанием для передачи недвижимости);
  • кадастровый паспорт.

При оформлении приватизации недвижимости в виде земельного участка, помимо основных документов, необходимы:

  • заявление специального образца, содержащее исчерпывающие сведения о земельном наделе и планируемом использовании после передачи;
  • выписка из реестра о правах на владение приватизируемой недвижимостью;
  • копия сведений из государственного кадастра недвижимости;
  • документ, подтверждающий передачу земельного участка в пользование физическому лицу.

 Возможные затруднения

Рассматривая приемы и основные способы приватизации, следует помнить, что при отчуждении права на владение теми или иными объектами недвижимости нередко встречаются серьезные затруднения, разрешения которых зачастую требуют специального судебного решения. Подобные обстоятельства могут являться следствием несогласием сторон, участвующих в данных правоотношениях, разночтений в нормах права, регулирующих рассматриваемые процессы, или иных казусов.

Чаще всего к привлечению арбитража прибегают в случаях:

  • затруднений, возникших в связи с характеристикой статуса объекта недвижимости в области права;
  • объективной необходимости предоставления доказательств права на передачу имущества конкретному лицу при наличии иных желающих на осуществление подобной процедуры.

Стоит, однако же, отметить, что при законности сделки и предоставлении полного перечня надлежащих документов, возникновение каких-либо значительных сложностей в процессе реализации описываемого права маловероятно.

Источник: https://prosobstvennost.ru/privatizaciya/drugoe/sposoby.html

Без споров
Добавить комментарий